Главная » Файлы » Методическая копилка » Исследовательская деятельность

Церкви Шаховского района существующие и исчезнувшие
[ Скачать с сервера (125.5 Kb) ] 31.05.2010, 17:22

 

Руководитель проекта:   

учитель истории Рожков А.А.
Младшие сотрудники:      

Глушенкова Виктория 11 класс.
Бахарева Марина 8 класс.
Косенков Иван 8 класс.


Свою исследовательскую работу мы начали с ознакомления с сохранившимися до наших дней храмами. Мы посетили сёла Белую Колпь, Раменье, Ивашково, Городково, Черленково, Панюково, Погост Пески, Бухолово и Шаховскую. Сделали серию фотографий.
Следующим этапом стало ознакомление с материалами на нашу тему в сети Интернет  Мы нашли несколько сайтов на которых было выложено достаточно много информации по сохранившимся церквям, а на одном натолкнулись на список исчезнувших в советское время, но на сайте представленные сведения оказались очень скудными.
Чтобы дополнить  уже имеющиеся данные, мы занялись изучением краеведческого материала обработанного и опубликованного директором Шаховского краеведческого музея Татьяной Алексеевной Яйцовой. Татьяна Алексеевна поделилась с нами некоторыми редкими фотографиями исчезнувших храмов,  кроме того неоценимую помощь оказали статьи Татьяны Алексеевны в Альманахе «Провинциальные хлопоты» в рубрике «Вот моя деревня». На этом этапе была собрана исчерпывающая информация о большинстве установленных церквей. 
Далее мы взялись за источники. Просмотрели некоторые духовные грамоты Волоцких князей, раздобыли книгу Холмогоровых «Исторические материалы о церквах и сёлах XVI-XVIIIстолетий» 1896-1901 года выпуска и другие. В ходе работы с текстами мы обнаружили, что темой церквей в нашем районе занимались другие исследователи, например Кавельмахер В.В., описавший культурную ценность и историю церкви в Черленково до XVII века.
Закончив с документами, мы попытались сами установить места, где церкви были, но упоминаний о них не сохранилось. Здесь на помощь пришла наука терминология. Дело в том, что в старину на Руси поселения с церквями назывались сёлами. Используя документы, удалось установить, где и когда у нас в районе могли существовать церкви известия о которых до нас не дошли. 
Когда речь заходит о церквях Шаховского района в памяти сразу всплывают  действующие храмы в Ивашково, Песках, Шаховской , и реставрируемые сейчас, в Белой Колпи и Раменье. Немного подумав, многие вспомнят  разрушенные церкви Городково, Бухолово, Волочаново, Панюково и Черленково. Эти храмы, надеемся, в ближайшем будущем тоже будут восстановлены. Сейчас каждый желающий может сам съездить и осмотреть эти памятники, узнать об их истории в краеведческом музее и интернете…  Но церквей и храмов когда-то существовавших на территории нашего района, от которых не осталось и следа, намного больше.
Во время исследовательской работы мы обнаружили и описали 10 существующих, 15 достоверно существовавших и 11 мест где в далёком прошлом предположительно могли находиться церкви и храмы, кроме того обнаружено 11 часовен, из которых на данный момент существует только три.
Некоторые из церквей и часовен исчезли относительно недавно  между 1917 и 1980 годами, в те времена, когда церкви и храмы считались рассадниками «антисоветчины» и уродливыми пережитками прошлого. Сейчас ещё можно отыскать следы эти храмов, людей помнящих их и, даже редкие фотографии. Сложнее с исчезнувшими намного ранее: в XIX, XVIII, XVII столетиях. Особенно разрушительным в этом отношении стал век XVII, точнее первые два десятилетия, вошедшие в историю всей нашей страны как Смутное время. Абсолютно все храмы в это время оказались разорены, а большинство сожжено и разрушено. Многие из них впоследствии были восстановлены, но большинство так и не возродились.

Свою исследовательскую работу мы начали с ознакомления с сохранившимися до наших дней храмами. Мы посетили сёла Белую Колпь, Раменье, Ивашково, Городково, Черленково, Панюково, Погост Пески, Бухолово и Шаховскую. Сделали серию фотографий.
Следующим этапом стало ознакомление с материалами на нашу тему в сети Интернет  Мы нашли несколько сайтов на которых было выложено достаточно много информации по сохранившимся церквям, а на одном натолкнулись на список исчезнувших в советское время, но на сайте представленные сведения оказались очень скудными.
Чтобы дополнить  уже имеющиеся данные, мы занялись изучением краеведческого материала обработанного и опубликованного директором Шаховского краеведческого музея Татьяной Алексеевной Яйцовой. Татьяна Алексеевна поделилась с нами некоторыми редкими фотографиями исчезнувших храмов,  кроме того неоценимую помощь оказали статьи Татьяны Алексеевны в Альманахе «Провинциальные хлопоты» в рубрике «Вот моя деревня». На этом этапе была собрана исчерпывающая информация о большинстве установленных церквей. 
Далее мы взялись за источники. Просмотрели некоторые духовные грамоты Волоцких князей, раздобыли книгу Холмогоровых «Исторические материалы о церквах и сёлах XVI-XVIIIстолетий» 1896-1901 года выпуска и другие. В ходе работы с текстами мы обнаружили, что темой церквей в нашем районе занимались другие исследователи, например Кавельмахер В.В., описавший культурную ценность и историю церкви в Черленково до XVII века.
Закончив с документами, мы попытались сами установить места, где церкви были, но упоминаний о них не сохранилось. Здесь на помощь пришла наука терминология. Дело в том, что в старину на Руси поселения с церквями назывались сёлами. Используя документы, удалось установить, где и когда у нас в районе могли существовать церкви известия о которых до нас не дошли. 
Когда речь заходит о церквях Шаховского района в памяти сразу всплывают  действующие храмы в Ивашково, Песках, Шаховской , и реставрируемые сейчас, в Белой Колпи и Раменье. Немного подумав, многие вспомнят  разрушенные церкви Городково, Бухолово, Волочаново, Панюково и Черленково. Эти храмы, надеемся, в ближайшем будущем тоже будут восстановлены. Сейчас каждый желающий может сам съездить и осмотреть эти памятники, узнать об их истории в краеведческом музее и интернете…  Но церквей и храмов когда-то существовавших на территории нашего района, от которых не осталось и следа, намного больше.
Во время исследовательской работы мы обнаружили и описали 10 существующих, 15 достоверно существовавших и 11 мест где в далёком прошлом предположительно могли находиться церкви и храмы, кроме того обнаружено 11 часовен, из которых на данный момент существует только три.
Некоторые из церквей и часовен исчезли относительно недавно  между 1917 и 1980 годами, в те времена, когда церкви и храмы считались рассадниками «антисоветчины» и уродливыми пережитками прошлого. Сейчас ещё можно отыскать следы эти храмов, людей помнящих их и, даже редкие фотографии. Сложнее с исчезнувшими намного ранее: в XIX, XVIII, XVII столетиях. Особенно разрушительным в этом отношении стал век XVII, точнее первые два десятилетия, вошедшие в историю всей нашей страны как Смутное время. Абсолютно все храмы в это время оказались разорены, а большинство сожжено и разрушено. Многие из них впоследствии были восстановлены, но большинство так и не возродились.

 

Существующие церкви Шаховского района.1. Церковь Андрея Стратилата села Белая Колпь
   
Первое упоминание о селе Белая Колпь относится к 1497 году. Известно, что до начала XVII века в селе стояли две деревянные церкви- Святого мученика Андрея Стратилата и Святых бессребреников Косьмы и Дамиана. По названию церкви село так же называлось Андреевское. Обе церкви были сожжены поляками в Смутное время.
     В 1686 году по указу патриарха за подписью казначея старца Паисия Сийского, по челобитной стольника князя Тимофея Стефанова Шаховского, велено ему в том селе на старом церковном месте построить новую церковь Андрея Стратилата. В 1691 году новый деревянный храм был освящён. Каменный храм в стиле классицизма заложен в кон. XVIII в, построен в 1807 году по личному проекту владельца села - князя Михаила Александровича Шаховского. Храм был возведен в честь Воскресения Христова с тремя пристолами:  в холодной Воскресения Словущего, в тёплом  – мученика Андрея Стратилата ( по наименованию деревянной старинной церкви) и в честь своих небесных покровителей Константина и чад его Михаила и Феодора Муромских чудотворцев.
      Высокие архитектурные качества сооружения говорят об участии в постройке зрелого мастера. Трехъярусная колокольня и трапезная выстроены позднее (1818 г.) в стиле ампир, по художественным достоинствам не уступает храму.
      В 1902 году князей Шаховских в их родовом имении навестил известный автор популярных очерков о памятниках старины, председатель археологической комиссии Сергей Дмитриевич Шереметев. Так описывал он свои впечатления: "Вот мы въехали в село, миновали церковь белую с белой оградой и такой же колокольней...церковь светлая и просторная, с двумя приделами. В церкви любовались мы ризами и иконами, а также любопытным резным иконостасом. На стене мраморная доска с надписью о двух погребенных тут младенцах кн. Шаховских-братьев хозяина". В 1918 году имение князей Шаховских национализировано. В конце 1930-х годов была закрыта церковь. До 1997 года здание храма использовалось колхозом им. М. И. Калинина под склад зерна и холодильную камеру. В 1997 году церковь была передана Русской   Православной Церкви, был назначен настоятель, которого в июле 1998 года сменил протоиерей Алексей Русин. Храм начал возрождаться. В 2001 году при церкви Андрея Стратилата была открыта Воскресная школа. Сейчас храм практически полностью восстановлен и действует. Старое внутреннее убранство в основном утрачено


2. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бухолово
     В Бухолово сначала был построен деревянный молитвенный дом. Ныне существующая однокупольная трехпрестольная в псевдорусском стиле с невысокой колокольней краснокирпичная церковь Рождества Богородицы с приделом святого благоверного князя Александра Невского (второй придел так и не был освящён) начала строиться во владении графини Софьи Ивановны де Местр по проекту 1898 года. Проект храма был переработан в 1901 году архитектором Н. Д. Струковым. Храм строился тщанием прихожан, особенно много пожертвовал волоколамский купец Семён Скородумов. В храме предполагалось три престола, к 1916 году были освящены престолы Рождества Пресвятой Богородицы (главный) и иконы Божией Матери Черниговской (южный). Строительство продолжалось до 1918 года, когда были освящены два из трех престолов. На время постройки церкви службы проходили в здании сельской школы. Закрыта не позже 1930-х. В 2002 году была воссоздана община. Внутреннее убранство в основном утрачено. Современное состояние заброшена, никак не используется.


3. Церковь Воскресения Словущего в Волочаново.
     По документам Генерального межевания 1766г. Волочаново числилось как деревня, а в 1805 уже говорилось о селе Воскресенское- Волочаново. Следовательно церковь здесь появилась во 2ой половине XVIII века.
В 1826-1829гг.. здесь была построена новая каменная церковь в стиле ампир. «Тщанием Их Императорского Величества камергера Сергея Васильевича Шереметьева зданием каменная, с такой же колокольней. Престолов три: Воскресенский, в пределах тёплых- Преподобного Сергия Радонежского, Святителя и Чудотворца Николая.»
      Четверик церкви был увенчан световой ротондой. С боков к нему примыкали притворы внешне объединенные с храмом в единый объём, с запада небольшая трапезная, соединявшая храм с колокольней, с востока полукруглый алтарь.
Внешнее убранство здания было достаточно сдержано. В настоящее время из-за разрушений композиция храма полностью искажена.
Закрыт в 1930х гг.. В здании церкви с 1937г. разместился молокозавод, действовавший до 1980х гг.. В настоящее время храм заброшен, перекрытия обрушились. При храме была воссоздана община, но ремонт не начат в виду очень тяжёлого состояния.

4. Церковь Михаила Архангела в Городково
Синонимы названия
Церковь Сергия Радонежского в Городково
     Ещё в 1863 году крестьяне Городково и окрестных деревень подавали прошение на имя митрополита Филарета о дозволении постройки церкви. В ноябре 1869 года такое разрешение было получено. В 1871 году в Городково была перенесена деревянная церковь из села Ивойлово Волоколамского уезда и собрана заново на деньги купца Тихона Яковлева Львова.
     Клировая ведомость 1877 года сообщает, что «Церковь Архистратига Михаила в Городкове зданием деревянная, с такой же колокольней. Престол один.»
     Новая, ныне существующая краснокирпичная церковь построена по проекту архитектора Н. П. Маркова от 1892 года. Церковь в честь Обретения мощей прп. Сергия Радонежского возведена в 1892-1894 гг.. на средства прихожан и купца Т. И. Трошина Главный престол Михаило-Архангельский. Внутреннее убранство в основном утрачено. Кирпичный четырехстолпный однокупольный храм в псевдорусском стиле с шатровой колокольней и шатровым куполом. Имелись два придела, в том числе Казанский.
После росписи стен вторично освящена в 1913 году. В 1930 г. церковь была закрыта, в ней размещен склад.
Во время немецкой оккупации 1941-1942 года церковь использовалась немцами как место сбора молодёжи перед отправкой  в Германию.
     В 2000 году была воссоздана община. Храм заброшен, сохранились фрагменты фресок. Храм зарегистрирован как Сергиевский, ремонт не начат.

5. Церковь Нерукотворного образа Спасителя с приделом Успения Пресвятой Богородицы в Ивашково
     Первые упоминания об Ивашкове как о селе относятся к XVI веку. В начале XVII в. в селе Ивашкове находилась церковь Успения Пресвятой Богородицы "деревянная клетцки", стоявшая в 1626 г. без пения (богослужения не совершались) с 1612 года когда была разорена литовцами. В писцовых книгах 1661 г. при Успенской церкви написано : "двор попов, в приходе 24 двора, пашни церковной земли 6 четвертей, да на пустоши Пустодола на речке на Лгоше 5 четвертей в поле". Между тем, как Успенская церковь не была обложена данью и в приходных окладных книгах не писалась до 1673 г.
     В 1695 г. церковь деревянная; при ней находились священники : Трофим и Иван и дьячек Филипп Ларионов. В 1794 г. владелица села генерал – аншефша В .П. Глебова закончила строительство нового деревянного храма. Простояв в Ивашкове 75 лет, он был в 1869 г. перевезен в с. Николо-Пустынь Тверской губернии. В 1850 году было начато строительство каменной церкви в честь Перенесения Нерукотворного Образа Спасителя из Эдессы в Константинополь с приделами в честь Богоявления и Успения Богородицы. Чертеж был заимствован из альбома типовых сельских церквей Константина Тона. 7 октября 1873 года состоялось освящение каменной Спасской церкви с. Ивашково святителем Иннокентием митрополитом Московским и Коломенским – Апостолом Америки и Сибири.
В приход Спасской церкви входили 131 двор, в которых проживали 540 мужчин и 643 женщины, 71 раскольнических дворов. Владелица села Наталья Петровна Глебова- Стрешнева постаралась соорудить величественный и красивый храм. Кирпичная одноглавая церковь в русско-византийском   стиле с большой трапезной и колокольней. Колокольня была видна издалека, и, прежде всего - проезжавшим по проходившему вблизи села Зубцовскому тракту. В клировой ведомости за 1877 год о церкви в Ивашкове сообщается: «Зданием каменная, с такой же колокольный, имеет три престола: Спаса Нерукотворного, освящён в 1873 году, придельные- Богоявления Господня, освящён в 1861г., Казанской Божией Матери, освящён в 1871.» В этот период строителем и ктитором храма был местный купец Алексей Федорович Шлёнов.
     В 1936 году храм был закрыт. Осенью 1941 года здесь разместился военно-полевой госпиталь. Во время немецко-фашистской оккупации Шаховского района 1941-1942 в храме возобновились богослужения совершавшиеся бывший иеромонах Новоторжского Борисоглебского монастыря Ефремом (Николаевым).
Сразу после освобождения села от фашистов он был арестован, его обвинили в пособничестве оккупантам и расстреляли вместе с церковным старостой. В это время Спасская церковь вновь приняла раненых: здесь в 1942-1944 гг. размещались эвакогоспитали. Только в 1947 году в церкви были возобновлены богослужения. В 1961 г. решением Мособлисполкома Спасская церковь была в очередной раз закрыта. А вскоре в 1962 снесли и колокольню...
     С 1980 года в зимней части церкви разместился сельский клуб, в летней совхозный склад. Тогда же разобрали иконостас и ограду со Святыми воротами.
     В мае 1991 года Спасская церковь была передана Русской Православной Церкви. В августе 1991 года туда был назначен иерей Алексей Русин (с марта 2002 года - протоиерей). Началось возрождение храма. Сейчас храм действует и почти полностью восстановлен.

6. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Панюково
     Из материалов Генерального межевания 1769 года известно, что деревня Панюково была приписана к селу Архангельскому и входила во владения тайного советника, сенатора Алябьева. Впоследствии земли сенатора были разделены на 17 владений, а сельцо Панюково отошло к Михаилу Михайловичу Грибоедову. В 1797 году в своей вотчине - Панюкове жена статского советника М.М. Грибоедова Настасья Владимировна начала строительство приходской каменной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В октябре того же года по указанию Его Императорского Величества была "отмежевана и отказана" земля под церковь, кладбище и под дворы священнослужителей. В 1803 году строительство церкви было закончено и было совершено освящение храма, о чем свидетельствует закладная доска, сохранившаяся до наших дней в храме. Церковь построена в стиле классицизма. Состоит из одноглавого четверика, трапезной и колокольни. В трапезной были Никольский (с 1843) и Покровский (с 1845) приделы. В декоративном убранстве здания заметно влияние барокко. Единственный престол - Рождество-Богородицкий.
     Церковный приход был небольшим-134 двора и 864 прихожанина. Храм закрывался в 1930-х,окончательно после Великой Отечественной войны в 1947году. Старожилы помнят имя последнего священнослужителя-иерея Порфирия. к 1980-м заброшена.
      В 1999 году была образована православная община и церковь передана Русской Православной Церкви. В 2001 году был назначен настоятель. Богослужения совершаются в летнее время. Внутреннее убранство утрачено. С 1999 периодически проводились службы, но ремонт не начат. Находится на закрытой частной территории, свободного доступа нет. По сведениям местных жителей хозяин территории не допускает к храму никого в том числе и священнослужителей.

7. Церковь Сретения Господня в Песках
Синонимы названия
Церковь Илии Пророка в Песках
     Село Пески, которое называлось ещё селом Высоцким, упоминается в 1506 году в духовной грамоте волоцкого князя Федора Борисовича. Князь завещал в ней отдать своей княгине в Репотин стане села: «Огрызково, да Наумове, да Высокое, да Косово, да Михалкове, да Липняги». В селе Высоцком в старину стояла церковь Сретения Господня.
     В начале XVII века в «смутное время» село было разорено, по писцовой книге 1626 года здесь значится пустая церковная земля -17 десятин, до 1704 года Патриаршим казенным приказом сдававшаяся в аренду. В течение двух лет после этого крестьяне сельца Высоцкого, принадлежавшего Воскресенскому на Истре монастырю, построили церковь Сретения Господня.
     В 1707 году в связи с окончанием церковного строительства сельцо Высоцкое стало называться селом Высоким на Песках, входившим в состав Рузской церковной десятины. Из описания 1758 года видно, что ветхая чешуйчатая крыша на церкви, трапезе и паперти была заменена новой. 25 июня 1758 года деревянная церковь сгорела от грозы. Правда, иконы вместе с иконостасом удалось спасти. Через год была построена новая церковь. Однако она прослужила до 29 марта 1857 года: сгорела дотла и опять во время грозы. Вместо неё в том же году построили небольшой храм во имя пророка Илии.
     В 1858 году прихожане купили на свои средства в соседнем селе Середе двухпрестольный деревянный храм во Имя Живоначальной Троицы с иконостасом и иконами, построенный в 1774-1776 гг. Храм был перевезён в Пески и пристроен к вновь выстроенной трапезной. Освящён 1 октября 1860 года. Церковь Сретения в Песках входила в то время в Можайский уезд.
     Храм действует до сих пор, являясь уникальным памятником деревянного зодчества Подмосковья. Во второй половине XX века храм был обшит тёсом и покрашен. Сейчас это трехпрестольный храм (в зимней части –Сретения Господня, в летней на одной линии два престола- Пророка Илии и Покрова Богородицы) вытянутый по поперечной оси четверик, несущий три уменьшающихся кверху восьмерика, открытых внутрь помещения.
 Внутренние поверхности стен трапезной оштукатурены, в храме стены и свод обтянуты холстом и окрашены масляными красками. Убранством интерьера служит иконостас начала XX в. и картины на библейские сюжеты, исполненные в середине прошлого столетия. В церкви есть иконы XVII в., поступившие сюда в 1857 г. из московской Троицкой единоверческой церкви. Интересна деревянная скульптура Нила Столбенского конца ХVIII-начала XIX вв. В послереволюционные годы храм единственный в Шаховском районе не закрывался.

8. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Раменье
Синонимы названия
Церковь Воскресения Словущего в Раменье
     Село Раменье известно c 1506 года по духовной грамоте Волоцкого князя Фёдора Борисовича. В XVI веке здесь стоял деревянный храм Иоана Предтечи. В начале XVII века, в 1612 году, Раменье подверглось литовскому нашествию и было разорено. В писцовых книгах 1634 г. упоминается: "пустошь, что было село Раменье, а в ней три места церковных ".
Под 1635г. записано: " по книгам Волоцкия десятины старосты поповскаго Поскровскаго попа Козмы, прибыла вновь церковь Иоанна Предтечи в вотчине Василья Колычева.
В 1637 г. пустошь Раменье куплена "из Дворца" стольником Васильем Андреевичем Колычевым. Он поселил здесь крестьян и затем восстановил церковь Иоанна Предтечи. Но в 1661 г. по дозору и окладу писца Якова Львова церковь Иоанна Предтечи в селе Раменье стоит пуста.
     В 1715 г. в селе Раменье упоминается церковь Рождества Иоанна Предтечи деревянная. 1735 г. в документах упоминается: "… в селе Раменье церковь Обновления святаго храма Воскресения Христова, да предел Иоанна Предтечи, да другой предел Флора и Лавра; при той церкви колокольня деревянная".
 В 1795 году на деньги помещика Николая Алексеевича Голицина и пожертвования прихожан была построена новая двухкомплектная деревянная церковь, в замен обветшавшей, во имя Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме с приделами в честь Рождества Иоанна Предтечи и мучеников Флора и Лавра, в приходе которой насчитывалось 432 двора, в том числе 2080 мужчин и 2288 женщин. В 1869 году по резолюции Московского и Коломенского митрополита Иннокентия выстроена каменная трапезная.
В 1871-1895 гг. на месте разобранной обветшавшей деревянной была построена Большая кирпичная церковь в псевдорусском стиле. Состоит из пятиглавого четверика. Главный престол Воскресенский с обширной трапезной, в которой помещены Казанский (по другим данным Фрола и Лавра) и Предтеченский приделы, и шатровой колокольни. Внутреннее убранство в основном утрачено. Разобранную же деревянную перенесли в 1898-1899 в деревню Игнатково для образования нового прихода.
В 1937 году храм Воскресения Словущего был закрыт и приспособлен под МТС. До 1990 года церковь использовалась колхозом им. "Крейсера Авроры" под мастерские и котельную, которая была выведена из здания церкви только в 2002 году.
В 1991 году была образована православная община и назначен по совместительству настоятель. Постепенно храм приобретает благообразный вид. Богослужения совершаются пока только в летнее время.

9. Церковь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских деревни Черленково
     Село Черленково известно с первой трети XVI века.В середине XVI века село принадлежало Иосифо-Волоцкому монастырю, на деньги которого здесь была выстроена церковь на булыжном фундаменте и дубовых сваях представляющая собой монументальный четырехстолпный одноглавый храм с тремя мощными пониженными апсидами. Здесь постригались местные вкладчики из крестьян и начальствовали свои игумены. С 1550—1551 по 1562 г., в Черленкове на месте приходской сельской церкви князей Хованских существовал приписной к Иосифо-Волоколамскому монастырек, или малая пустынь. Вполне вероятно, что год учреждения монастыря совпадает с годом постройки каменного храма. По жалованной меновой грамоте Ивана Грозного от 21 сентября 1562 г следует, что при Никольской церкви в Черленкове было 12 келий. Грамота не говорит, чьи это были кельи — иноков или живших на подаяние нищих (в Древней Руси нищие жили при приходских церквах в своих кельях «монастырями» или артелями), однако ясно, что это были иноческие кельи.
     Из той же меновой грамоты 1562 г., следовало, что церковь Николая Чудотворца монастырского села Черленкова на реке Рузе Хованского стана Волоцкого уезда была каменной.
Согласно Клировым ведомостям за 1838 г., до своей перестройки в 40-е годы XIX в. Никольская церковь была, как и сейчас, одноглавой. Непосредственно на четверике стояла древняя настенная звонница. Перед западным фасадом храма долгие годы существовала деревяная паперть.
    Судьба Черленковской обители представляется из ряда вон выходящей. 21 сентября 1562 г. Черленково (с соседним Ярополчем) было взято у монастыря Иваном Грозным в обмен на 40 буегородских деревень. Известно, что царь часто менялся землями с монастырями, иногда по собственному произволу, иногда отвечая на встречную просьбу монастырских властей, однако до сих пор считалось, что он выменивал у монастырей только хозяйственные села и никогда не касался пустыней и других монастырских богомолий. В случае же с Черленковым известный своим благочестием и щедростью к монастырям царь по каким-то причинам не остановился перед тем, чтобы разорить обитель и выгнать иноков. Чувствительный удар иосифлянам нанесло и изъятие у них только что выстроенного дорогостоящего и очень большого по масштабам своего времени каменного храма, который с 1562 г. навсегда сделался сельской приходской церковью.  
     Во время польско-литовского нашествия в 1612 году Черленково было разорено. В писцовых книгах за 1626 год Черленково значится как присёлок дворцового села Вишенки, но церковь сохранилась. В тех же писцовых книгах говорится, что имеется церковь Николая Чудотворца на 7 келейных мест.
Документы сообщают, что в 1715 году каменная церковь продолжала действовать.
     В 1842 году храм был перестроен. Были добавлены трапезная с Введенским и Ильинским приделами. Во второй половине XIX века выстроена ныне существующая главка с шатром, обработанные в псевдорусском стиле. Тогда же переложены своды, но в целом общий облик храма сохранил черты первоначальной постройки.
Во время войны в храм попал снаряд, полностью уничтожив два алтарных полукружия. В 1943 году храм был окончательно закрыт. В настоящее время церковь в тяжёлом состоянии, заброшена. Община верующих зарегистрирована в 2000, но ремонт не начат. Сохранились фрагменты росписей 19 века.

10. Храм Всех Святых поселка Шаховская (не построен). Крестильный храм Новомучеников ХХ века
Крестильный деревянный храм Новомучеников и исповедников
Российских построенный в 1999 году.

 

 

 

     Краткая история создания прихода и строительства храма.

     В поселке Шаховская, осознав необходимость духовного возрождения, образовалась группа из числа православных верующих, выступившая с инициативой об организации храма и назначении священника для проведения богослужений. Это было в декабре 1996 года.
     30 января 1997 года по указу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Управляющего Московской Епархией, настоятелем Всехсвятской церкви поселка Шаховская Московской области был назначен иеромонах Андрей Боцаценко.
Началась работа по формированию прихода и ходатайству перед администрацией района о выделении земельного участка для размещения будущего храма. Шаховская администрация, пойдя навстречу будущему приходу, предложила на выбор несколько участков, из которых был выбран участок, принадлежавший на тот момент Шаховской вспомогательной (ныне специальной коррекционной) школе-интернату поселка Шаховская.
5 августа 1997 года свидетельством № 50-6-19151 была выделена территория площадью 0,85 га для строительства и функционирования Храма Всех святых.
На выделенном храму участке были установлены два пожертвованных строительных вагончика. В одном из них разместился временный храм, в другом - сторожка.
     В январе 1998 года состоялось первое богослужение. Оно прошло накануне Дня новомучеников и исповедников Российских. Богослужение состояло из Всенощного бдения и Литургии. Именно с этого дня начались регулярные богослужения в храме.
На имя. митрополита был подан рапорт и эскизный проект храма с просьбой наречь строящийся крестильный храм в честь Новомучеников и исповедников Российских.
      Одновременно приход обратился с просьбой об увеличении границ земельного участка к Главе администрации Шаховского района.
    Постановлением Главы Шаховского района Московской области № 466 от 20.10.1998 г. «Об изменении расположения земельного участка под строительство и размещение Православного храма в поселке Шаховская» просьба прихожан была удовлетворена.
     После этого был составлен генеральный план застройки вновь полученного участка. Прихожане снова обратились к митрополиту с просьбой утвердить генеральный план застройки и эскиз проекта деревянного крестильного храма. Резолюцией за № 1323 от 03.09.1998 г. такое разрешение от митрополита было получено.
29 августа 1999 г. состоялся чин освящения согласно резолюции № 1241 от 27.05.1999 г. благочинным священником Николаем Яковлевым и закладка будущего храма.
Вскоре после этого началось строительство и обустройство храма, которое включало в себя сборку деревянных конструкций, начало богослужений, продолжение отделочных работ, установку крестов и куполов на храме, проводку и подключение коммуникаций (водоснабжение территории храма с установкой противопожарных гидрантов, подводку электросетей к территории храма, монтаж внутренней электропроводки и пожарно-охранной сигнализации).
В настоящее время идет продолжение отделочных работ и оформляется документация для сдачи храма в эксплуатацию и его освящения.
      После завершения первого этапа строительства крестильного храма приход имеет планы начать второй этап, который состоит из проектирования и начала строительства дома притча, в котором будут размещены все службы прихода, включая воскресную школу.
С благословения Его Высокопреосвященства митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, в дельнейшем планируется строительство каменного Храма Всех святых.
Каменный Всехсвятский храм планируется к постройке, но до сих пор строительство не началось.

 

 

 

Церкви разрушенные в ХХ веке
 

1. Церковь Иоасафа, епископа Белгородского, в Елизаветинской общине поселка Шаховская.
    В 1914 году в посёлке Шаховская была основана Елизаветинская женская община. В 1914-1915 для общины выстроена небольшая деревянная церковь под низкой шатровой кровлей с колокольней на территории современной больницы.  Проект В. А. Покровского на постройку в неорусском стиле кирпичного храма с тремя деревянными шатрами и звонницей не был осуществлен из-за  Первой Мировой войны. Закрыта в 1931 году, колокольня разрушена, а здание церкви перестроено в амбулаторию. В войну здание было повреждено и позже разобрано. До недавнего времени можно было видеть остатки фундамента церкви и до сих пор сохранились берёзы,  посаженные монахинями рядом с храмом. К сожалению ни одной фотографии этой церкви не сохранилось.

2. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Левкиевой Пустыни
    Успенский на Волоке мужской монастырь или Левкиеву пустынь на реке Рузе, ныне деревня  Левкиево основал Преподобный Левкий ученик Пафнутия Боровского около 1476 года при поддержке Волоцкого князя Бориса. Тогда монастырь должен был охранять западные рубежи Волоцкого княжества от новгородцев и литовцев. Еще при своей жизни Пафнутий, благословил старца Левкия на устроение им обители. Левкиева монастыря.. Никаких сведений о его жизни не сохранилось; вероятно, рукописи были сожжены в Смутное время, когда поляки разорили обитель. В 1530-1540-х в монастыре был построен кирпичный четырехстолпный трехапсидный одноглавый собор Успения Пресвятой Богородицы, разрушенный в Смутное время, впоследствии восстановлен.  В 1679 или 1680 году Левкиев монастырь приписан к Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю; в 1764 году упразднен, и церковь Успения становится приходским храмом. Трапезная с приделами мученика Левкия и Ильинским и колокольня были пристроены в 1860-1867. Церковь закрыта не позже 1930-х, окончательно сломана в 1957. Из разобранной церкви в Сретенскую в Песках была перенесена Икона Преподобного Левкия Юрьевского где и хранится сейчас. В 1990-х на месте церкви у сельского кладбища поставлен памятный крест. В храме под спудом покоились мощи преподобного Левкия Волоколамского умершего в 1492 году.

3. Церковь Преображения Господня в Муриково
     До польско-литовского нашествия в Муриково находилась древняя деревянная Спасо-Преображенская церковь.
     После Смутного времени церковь в Муриково была восстановлена только в 1698. В документах  того времени говорится: «февраля в 24 день запечатана благословенная грамота на один престол, по челобитию стольника князя Петра Дашкова, велено ему в Волоцком уезде, в сельце Мурикове, на прежнем церковном месте, построить вновь церковь Преображения Господня, да в приделе Сергия Радонежского чудотворца деревянную».  В 1704 году с церкви уже взимались подати, но достроена и освящена она была только в 1726 году.    Новая деревянная Преображенская церковь с Сергиевским приделом была выстроена в 1830году. В 1897 составлен нереализованный проект кирпичного храма. Кроме церкви в Муриково предполагалось построить монастырь. Недостроенное здание монастыря ещё стояло в 1931 году. Церковь же сгорела в 1934 во время сильного пожара, в котором погибла половина села.

4. Церковь Николая Чудотворца в Холмеце
     Небольшая деревянная церковь типа восьмерик на четверике с трапезной и колокольней. Первоначально была сооружена в 1785 в селе Ивойлово (Рузский р-н), в 1871 перенесена в Городково, затем в 1897 в Холмец, где была несколько перестроена. Отделка здания на новом месте была завершена только в конце 1900-х. Сломана в сер. ХХ в. Сохранилась картина с изображением этой церкви.

5. Церковь Феодора Стратилата в Середе-Стратилатском
Синонимы названия
Церковь Троицы Живоначальной в Середе-Стратилатском
     В качестве села Середа известна с 1574 года. В начале XVII века была разорена польско- литовским нашествием, в писцовых книгах 1626 года говорится, что до нашествия здесь была «церковь деревянная Фёдора Стратилата, в церкви были образы, книги и свечи и всякое церковное строение и тое церковь со всем церковным строением сожгли литовские люди, а сожжена та церковь в  1611 году» В 1685 году на старом церковном месте было разрешено построить новую деревянную церковь. В 1686 году церковь была построена и обложена данью. В 1774-1776 гг.. вместо обветшавшей построена новая деревянная. В 1820-1850 гг. в селе возводилась большая кирпичная церковь двухкомплектная, пятипридельная, строившаяся по частям. Главный престол Троицкий, боковые Казанский и Феодоровский, в трапезной Михаило-Архангельский и Ильинский престолы. Старая деревянная разобрана и перевезена в 1858 году в Пески где сейчас и находится. Закрыта в 1929 году, в здании по решению крестьянского схода разместили клуб. Сломана в 1950-х. На месте церкви разбит газон, построена сельская администрация и мемориал погибшим землякам.

6. Церковь Николая Чудотворца в Плоском.
     Село Ивановское - Плоское тож. Известно по  духовной грамоте Волоцкого князя Фёдора Борисовича, очевидно, в Смутное время церковь была уничтожена. Восстановлена была только в 1794. Новая кирпичная однопрестольная пятиглавая церковь в стиле эклектики, построенная в 1874. Высокая шатровая колокольня пристроена в 1892. Сломана в середине ХХ в.

7. Церковь Димитрия Солунского в Кельч-Остроге (Орешки).
     В сельце Келч-Острог принадлежащем Елене Васильевне Хованской, в 1886 находился молельный дом старообрядцев. Старообрядческая Белокриницкого согласия община в Кельч-Остроге была самой крупной на западе Подмосковья, официально зарегистрирована в 1908. В 1911, после прекращения преследований, была заложена кирпичная трёхпридельная однокупольная церковь в псевдорусском стиле с колокольней во имя Святого Великомученика Дмитрия Солунского. Строительство продолжалось с 1911 по 1915 на средства старообрядцев всей округи, особенно большие вклады сделали петербургские купцы Е.И. Власов и И.П. Чунин - местные уроженцы. Имелись Предтеченский и Иоакимовский приделы. Освящена19 июля 1915 года епископом Александром  при большом скоплении народа, в том числе старообрядцев из Тверской и Смоленской губерний. Собравшиеся отправили Императору Николаю II благодарственную телеграмму. Закрыта и сломана ок. 1939-1940. В 60е гг.. церковь разрушена, по преданию камни пошли на строительство дороги. Некоторое время службы проводились в молитвенном доме, в настоящее время старообрядческой общины практически не осталось.

8. Церковь Троицы Живоначальной в Новоникольском.
      Село известно с XVI века из завещания Марфы Ельчаниновой. В 1579-1580 гг.. в завещании Елисея Васильевича Бибикова говорится о существовавшем здесь храме Николая Чудотворца. В Смутное время церковь и село были сожжены литовцами. Восстановление церкви относится только к 1871 году, тогда здесь была построена небольшая деревянная одноглавая церковь  Живоначальной Троицы, второй престол Никольский. В 1890 пристроена колокольня. Была закрыта в 1930х. Но в декабре 1943 в Новоникольской церкви по решению исполкома райсовета по просьбам верующих было восстановлено богослужение. Храм сгорел в январе 1974 в праздник Крещения.

9. Церковь Николая Чудотворца в Никольском-Головинском.
      Около 1673 года в Никольском была построена деревянная церковь Николая Чудотворца. В 1722 по случаю ветхости церковь была перестроена. Кирпичная церковь с деревянным куполом, с небольшой трапезной и колокольней была выстроена в кон. XVIII в. на средства Шереметевых, отремонтирована с переделкой венчаний в 1899-1900. В трапезной были Князь-Владимирский и Марии-Магдалининский приделы. Сломана в середине ХХ в. По рассказам местных жителей была разобрана в 1942 нашими солдатами, как опасный ориентир для немецких лётчиков.

10. Церковь Михаила Архангела в Игнатково.
     Деревянная церковь типа восьмерик на четверике с небольшой колокольней, постройки 1795. Была перевезена в Игнатково из села Раменье в 1899, и после перестройки освящена в 1901. Работы велись на средства купца В. Ф. Булинина. Сломана в сер. ХХ в. Существует легенда, что церковь целиком ушла под землю.

11. Церковь Троицы Живоначальной в Елизарово.
     Дата основания не позже XVI в. Сельский храм был уничтожен в Смуту. Земли для новой церкви были выделены в 1681г., восстановлена только в 1684г. По переписной грамоте 1715г. известно, что здесь был деревянный храм Сошествия Святого Духа. В документах середины XIX века указано, что в селе стояла церковь Святой Троицы и Святителя Николая, не понятно новая это церковь или преосвящённая старая.  Кирпичная церковь была выстроена по проекту 1873г., близкому к типовым, представляла собой храм с восьмигранным куполом, обширной трапезной и колокольней. Строительство завершилось в 1883 году. В трапезной находились Никольский и Димитриевский приделы. Закрыта не позже 1930-х, разобрана на кирпич в сер. 1950-х.

12. Церковь Николая Чудотворца в Псово (Высокое).
      Село Высокое известно с 1506 года из духовной грамоты волоцкого князя Фёдора Борисовича, название Псово появилось позже. Здесь до литовского нашествия находилась православная церковь не пережившая Смутного времени, восстановленная в 1704-1707 гг. Позже здесь возник ещё и старообрядческий деревянный молитвенный дом  Белокриницкого согласия (белокриничники). В 1910-1911, вместо прежде существовавшей молельни, построена новая, приписанная к церкви в Прозорово. В 1914 освящена как храм Николая Чудотворца. Старообрядческая окружническая община была официально зарегистрирована в 1915. Церковь сломана в сер. ХХ в., сама деревня переименована для благозвучия в Высокое.

13. Церковь Михаила Архангела в Архангельском.
     Дата основания не позже XVI века. Церковь была уничтожена в Смутное время, восстановление началось только в 1691 по указу патриарха. Освящена новая деревянная церковь была в 1694 году. Кирпичный храм построен в 1815-1834 на средства Д. В. Левашевой. Имелись приделы Марии Египетской и Зачатия Предтечи. Закрыта в конце 1930-х, позже сломан.

14. Церковь Пречистой Богородицы Одигитрии в Вишенках.
     С начала XVI века село Вишенки принадлежало князьям Хованским. По писцовой книге 1626 года известно, что до начала XVII века в селе была Церковь Пречистой Богородицы Одигитрии. На её месте в 1675-1677гг.. была построена памятная часовня. В документах Генерального межевания 1769 г. Вишенки именуются сельцом, о церкви упоминания нет.

15. Церковь Ильи Пророка в Ховани.
     Село Ховань с XVI века становится родовым имением князей Хованских. До Смутного времени в селе существовала церковь Ильи Пророка, о чём сообщают писцовые книги 1626 года. После литовского нашествия церковь стояла без пения, то есть служить некому и ходить в церковь тоже. Церковь восстановлена не была. В XVIII веке Ховань известна как присёлок.

    Деревни Шаховского района в которых по косвенным данным могли существовать церкви.
    Все деревни нижеследующего списка когда-то были сёлами. Напомним, что сёлами на Руси называли населённые пункты в которых были церкви.
Воскресенское. В документах Генерального межевания 1769 года известно как сельцо Семеновское-Воскресенское. Второе название, впоследствии закрепившееся, по мнению Т.А.Яйцовой, связано с названием церкви стоявшей здесь и о

 

 

Категория: Исследовательская деятельность | Добавил: byxsow
Просмотров: 9159 | Загрузок: 415 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 2
1 Лиза  
byxsow, спасибо за интересную статью, жаль что не до конца написана. Не плохо бы узнать из каких источников информация

2 inf  
Полная статья у Алексея Анатольевича

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]